Почему те люди, которые не считают автомобильные гонки настоящим спортом, не правы не просто на 100%, а на все двести? Своими размышлениями на этот счет делится корреспондент агентства "Р-Спорт" Сергей Смышляев, находящийся сейчас в самом центре внедорожного автоспорта – на ралли-рейде "Шелковый путь".
Сама идея написания данного материала пришла мне в голову отнюдь не на "Шелковом пути", а еще несколько лет назад, после посещения вроде бы безобидного с первого взгляда картинг-клуба на северо-востоке Москвы. Один из моих друзей, увлекавшихся автомобилями, тогда сказал: "Даже для картинга нужна серьезнейшая физическая подготовка". Я посмеялся, а уже через полчаса почувствовал, как от нагрузки ноют руки и спина.
10 минут ада
И до, и после приходилось слышать от абсолютно разных людей, близких к спорту и далеких, вопрос: "Да какие они спортсмены?" Разубеждать приходилось не раз, спорить, что называется с пеной у рта, но в июне этого года я побывал на базе команды "КАМАЗ-мастер", и захотелось посоветовать это каждому "спорщику". Мне выпала настоящая честь - сесть в кабину боевого грузовика чемпиона "Дакара" Айрата Мардеева. Заезд длился не более 10 минут в режиме "70% от боевого".
Все экипажи ралли "Шелковый путь"-2016 для меня являются одной командой - Чагин >>>
В отличие от боевых экипажей мы передвигались по дорогам общего пользования на выделенном организаторами внедорожнике, но уже на границе с Китаем, если признаться, сил не оставалось ни на что, а ведь позади была только половина пути. И если мы могли спать хотя бы по три часа, то некоторые пилоты, а тем более механики, без минуты отдыха восстанавливали и ремонтировали автомобили всю ночь, а с утра, как ни в чем не бывало, садились в свой болид и бросались навстречу очередным сотням километров бездорожья и испытаний.
Испытание жарой
Вы когда-нибудь ездили в автомобиле при уличной температуре +45? К 18 часам вечера на подъезде к китайскому городу Урумчи кондиционер даже в нашем авто справлялся уже с трудом. В спортивных автомобилях тоже есть охлаждение воздуха, но в том же КАМАЗе это воздух, направленный из специальной трубки только на лицо. А раньше не было даже этой роскоши, что не мешало челнинцам год за годом побеждать на "Дакаре". Завершался час ожидания первых гонщиков на финишном створе, хотелось просто лечь и умереть, жара несносная.
Аль-Раджи я позже вечером увидел в санчасти бивуака Урумчи, и 38 температуры тела от сильной простуды показались мне легким насморком по сравнению с самочувствием лежавшего под капельницей спортсмена. При этом жизнерадостный аравиец как всегда улыбался и даже успевал шутить с медсестрой-китаянкой. И мне не кажется, что эти нагрузки чем-то меньше, чем испытываемые теми же самыми лыжниками-марафонцами или уже набившими всем оскомину футболистами.
Профессионалы
Переходя от спортивной к чисто человеческой части, и тут пилоты и члены экипажей заслуживают настоящего уважения. За первые дни "Шелкового пути" в общении мне не отказал ни один спортсмен, будь то малоизвестный пилот или же 12-кратный чемпион "Дакара" Стефан Петерансель. Ну, или его товарищ по команде, девятикратный чемпион мира по классическому ралли Себастьен Лёб. Профессионализм этих людей поражает раз за разом, и даже если пилот валится с ног, он всегда уделит время и даст необходимые комментарии.
Только настоящие мужики могут терять драгоценные минуты собственного и по-настоящему драгоценного времени, чтобы помочь застрявшему или перевернувшемуся экипажу не только своей, но и другой команды. И на "Шелковом пути" с этим сталкиваешься практически постоянно. Представляю биатлониста, закрывающего мишени не самого меткого коллеги. А если серьезно, то остается надеяться, что автоспорт продолжит набирать популярность в России, а количество людей, убеждающих меня в неспортивности автогонок, с каждым днем будет уменьшаться в геометрической прогрессии.
Стоит ведь только присмотреться и немного поинтересоваться, и вы поймете, почему эти люди достойны обожания сотнями тысяч поклонников.