Рейтинг@Mail.ru
"В шахматах все как в футболе, а Морозевич в них - Иньеста" - РИА Новости Спорт, 20.07.2022
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"В шахматах все как в футболе, а Морозевич в них - Иньеста"

Читать в

Председатель правления Российской шахматной федерации (РШФ) Илья Левитов, главный тренер мужской сборной России Юрий Дохоян и гроссмейстер Сергей Карякин рассказали корреспонденту "Р-Спорт" Анатолию Самохвалову о футбольных перспективах ведущих шахматистов страны, уникальных особенностях их интеллекта и тяжкой женской доле в этом виде спорта.

Другие шахматы

Началась беседа с обсуждения послевкусия, оставшегося от прошедшей в Турции шахматной Олимпиады. Перед турниром тренер Дохоян говорил о том, что нужно менять отношение к тренировочному процессу.

- В последние, неудачные, туры часто об этом вспоминалось?

Дохоян: На самом деле я об этом не думал, ведь тренировочный процесс – вещь стратегическая, которая растягивается на несколько лет. Взять женскую сборную, так я ее делал два с половиной года. Первый результат при мне на Олимпиаде был третье-пятое место.
Хорошо, что Российская шахматная федерация поддерживает изменения в методическом и тренировочном процессе, видя в этом повышение уровня сборной. Надеюсь, потом наши наработки подхватят коллеги "снизу". А в последних трех турах наша команда элементарно устала.

- При подготовке делается упор на качество партий?

Левитов: Классный спортсмен не думает только о качестве партий. Потому что фантастическая игра, заканчивающаяся вторым местом, – это кошмар, страшнее которого для шахматиста не бывает. Он ведь за доской не картину рисует…

Дохоян: Подготовка направлена на оттачивание дебютных систем. К нам приходят гроссмейстеры…

Левитов: …которых учить играть в шахматы уже поздно.

Дохоян: Да, а дебютные системы заряжают их новой мотивацией, показывают их несколько с новой стороны. Такая "живая" модель приводит к тому, что многие начинают играть в другие шахматы. Цель – понять, способен ли гроссмейстер не просто играть на классе, а показывать свои лучшие шахматы, или ему это не подходит.

- "Другие шахматы" - это смена стиля?

Дохоян: Нет, улучшение игры в рамках собственного стиля. Например, есть у нас Дмитрий Яковенко, пребывавший некоторое время в тени. После двух сборов на Олимпиаде он показал лучший результат в команде. Но и ранее, и затем качество его шахмат было на высоком уровне, поэтому тренировки в мужской сборной направлены именно на разнообразие, а не сугубо на рост мастерства. Это в женских шахматах постоянные "качели", когда одна партия проводится хорошо, а другая – очень плохо. У мужчин, обладающих более высоким классом и устойчивой психикой, такого не бывает. Если ты хорошо разыграл дебют, показал интересную идею, то переход в миттельшпиль идет с перевесом, а потом следует условное "добивание". Мы за стабильность! (Смеется).
Вот последний матч (на Олимпиаде) против сборной Германии был классическим: захват инициативы белым цветом, нейтрализация черного цвета и счет 3-1. Это был идеальный командный матч, несмотря на утреннее время. Ведь подготовка к партиям, бывает, заканчивается в пять или шесть утра и, поспав пару часов, не совсем комфортно садиться за доску.

Левитов: "Режимить" в шахматах практически невозможно… партии иногда заканчиваются поздно вечером, надо поужинать, прийти в себя и подготовиться к завтрашней партии, что может растянуться на несколько часов.

Дохоян: В час дня подъем и на партию. Проблему утренних туров решила как раз дебютная подготовка, нам удалось распределить нагрузку и профессионально провести матч против немцев.

- Владимир Крамник сыграл неудачно?

Дохоян: Почему? Первое место на первой доске занял армянин Левон Аронян. Но, если взглянуть на стыковой матч со сборной Армении, то Крамник блестяще победил Ароняна белым цветом. Команда без Крамника выглядит заметно слабее. И этот факт тоже помешал нам блестяще завершить Олимпиаду. За три тура мы опережали всех соперников на два очка…

- А что случилось потом?

Дохоян: А потом мы не смогли заменить наших подуставших лидеров. И Володю в первую очередь. Он играл в качественные шахматы, которые мне очень нравятся, которые я люблю. Они очень надежные, шахматы Крамника.

Левитов: Крамник сыграл не плохо, но и не оптимально. Так бывает. Важно другое - были времена в истории сборной России, когда он мог не выйти на партию по собственному желанию. Но сейчас у нас большие изменения в командной организации – ее механизм, как сороконожка, и попадая в него, шахматист оказывается в условиях не только жесткой дисциплины, но и четкого расписания. Есть понимание, как устроен весь процесс, кто сколько должен работать, кто чем занят и какой должен быть итоговый результат. Володя принял эти правила, и он, конечно, настоящий лидер и звезда команды. При этом этот командный Крамник тренировался отдельно, в то время как главный тренер говорил, что готовиться нужно вместе.

Дохоян: Да, я так считаю. Но Крамник может сам для себя составить оптимальную программу подготовки. Большинство же шахматистов не привыкли целенаправленно заниматься шахматами на необходимом уровне. Помимо этого, у Крамника возник комплекс вопросов после турнира в Дортмунде, которые он мог решить только на месте.

- В чем проблема?

- В его физическом состоянии. Но к Олимпиаде он подошел таким цветущим и энергичным, каким я его давно не видел. Что касается непосредственно шахмат, то дебютную подготовку мы с ним плотно обсуждали по Skype, а база у него одна из лучших…
Левитов: …в мире. Ученик Юры (Дохояна) Гарри Каспаров делит шахматистов на три категории: первая, где Каспаров, (Анатолий) Карпов, (Бобби) Фишер и им подобные, среди которых свое полноценное место занимает Крамник; вторая и третья уже не так интересны. Крамники рождаются раз в десять-двадцать лет.

- После него родился кто-нибудь?

Левитов: Очень на это рассчитываем. (Кивает на дверь, которую в этом самый момент отворяет задержавшийся Сергей Карякин).

Беседа явно разнообразилась и начала принимать хороший футбольный оттенок. Карякин пришел спустя сутки после сеанса на десяти досках против представителей московского "Спартака", среди прочих ему противостоял и знаменитый полузащитник Юрий Гаврилов.

Левитов (Карякину): А Юрий Васильич играл?

Карякин: Играл.

Левитов: Позавчера он отдал мне передачу (во время футбольного матча) на шестьдесят метров. Играя в сандалиях.

Карякин: Он и за доской неплохо смотрелся. Хотя лучше всех (Сергей) Родионов.

Левитов: а Петю Свидлера в свое время чуть не обыграл Игорь Денисов из "Зенита".

Ожидания Каспарова

- А в футбол Вы с кем играете?

Левитов: В футбол в любом состоянии с любым соперником в любое время! Иногда удается с Аркадием Владимировичем (Дворковичем) поиграть.

- Он, если не ошибаюсь, как-то признался, что футбол ему дороже шахмат.

Левитов: Не верю!

Дохоян: Я в последнее время тоже стал приобщаться к футболу, болею за Фабио Капелло после того, как нас познакомили во время Олимпиады в Стамбуле.

Левитов: Он прямо во время тура пришел к вам?

Дохоян: Точно. Минут двадцать смотрел.

Левитов: А с кем играли-то?

Дохоян: Серега, напомни, ты тогда быстро ничью сделал.

Карякин: С греками.

Дохоян: Нет-нет…

Левитов: Так, с кем же играли?… Стоп! Когда играл "Спартак" с "Фенербахче"?

Дохоян: Вот-вот, он в день игры к нам пришел… Точно, с греками играли. Испытание было настоящее, плотная команда.

- Чем объяснить проигрыш Крамника и Грищука американцам?

Дохоян: Секрет. (Смеются все)

- Я удовлетворен ответом.

Левитов: По-моему, виноват Анатолий Аврамович Быховский. Это детский тренер Грищука. Мы вместе, а рядом еще человек пять, сидим и смотрим онлайн партии Грищука с Камским. И кто-то говорит: "Сейчас он (Грищук) перейдет в эндшпиль "ладья и слон против ладьи". Я, на секунду задумавшись, спрашиваю, забыв про рядом сидевшего Быховского: "Интересно, а Саша изучал это в детстве?" И все медленно поворачиваются к Анатолию Аврамовичу. Быховский важно ответил: "Естественно, изучали". Эндшпиль теоретически ничейный. Но Саша не продержался и пяти минут. Смотрим, а Быховского и нет рядом. Словно испарился. Заходим в лифт на следующий день, он там. Я развожу руками и даже не знаю, что сказать тренеру… 

- Так кто там после Крамника кандидат в первую каспаровскую категорию?

Дохоян: Мне Гарри Кимович любил все время приговаривать: "Где они, где? Новое поколение, звезды…" А потом как вылезли: Карякин, (Магнус) Карлсен. Гарри тогда сыграл с 12-летним Карлсеном, с трудом выиграл, но понял, что дождался…

- Каспаров признает в Карякине и Карлсене ровню себе?

Дохоян: Не знаю. Он ждал новую кровь, именно новую. Ведь мы столько новых людей пережили... А затем возникли эти подростки-гроссмейстеры и добавили нам ярких эмоций.

- Сергей, а вы с Каспаровым знакомы?

Карякин: Однажды я с ним сфотографировался.

- Вам на тот момент было больше 12 лет и 211 дней (когда Карякин стал самым молодым гроссмейстером в истории шахмат)?

Карякин: Немногим больше. Но все ограничилось похлопыванием по плечу.

- Юрий Рафаэлович, как такое могло произойти?

Дохоян: Мне самому непонятно (пожимает плечами).

Китайская проба

- В чем вообще состояла проблема мужской сборной на Олимпиаде?

Дохоян: Не было пятого шахматиста. Все равно, какой бы компактной ни была команда, каждый из игроков выполнял роль топливных ступеней одной большой ракеты, каждый придавал импульс. Начал игру Яковенко, потом включился Саша Грищук, следом Крамник, за ним заработал, наконец, Сережа Карякин, а на последнем этапе Женя Томашевский не смог поддержать уровень. Вот и пришлось играть по "армянской" системе, подразумевающей, что четыре шахматиста тащат всю Олимпиаду.

- "Армянская" система – термин неофициальный?

Левитов: Пока да, хотя надо бы уже предложить придать ей более солидный, официальный статус. После трех побед на шахматных Олимпиадах из четырех они это заслужили.

Дохоян: Сборная Армении при пятерых шахматистах отыгрывает Олимпиады вчетвером, но для них это уже традиция. Они выдерживают этот ритм. Мы, пройдя частокол стыковых встреч, к девятому туру подустали. И, лишь переведя дыхание, выдали матч с немцами.

- Все взаимозаменяемы, но обязательно один ведет всех за собой?

Дохоян: Это и есть сущность командных шахмат. В идеале это так. Почему мне понравилась эта сборная? Потому что каждый в ней показал свою лучшую игру и сделал это именно в тот момент, когда это было необходимо.

Левитов: А бывает, что кто-то один тянет назад.  

 - Тренер должен понимать, кто в нужный момент не справится?

Дохоян: К сожалению, он (тренер Дохоян) это понимает. После первой же партии ясно, что сделает шахматист во второй.

Левитов: Все как в футболе – тренер также видит готовность игрока.

- Я читал, что вы не взяли на Олимпиаду Петра Свидлера именно по той причине, что не видели его в деле.

Дохоян: Это основная причина того, что Петя вне сборной.

- Помимо тренировочных матчей нельзя было оценить уровень его готовности?

Дохоян: Дело в том, что я знал его результаты в составе сборной, но не осознавал, каковы они будут в сборной именно под моим руководством. Если взглянуть на результаты Пети, то он, будучи уникальным шахматистом, в последнее время играл в команде не оптимальным образом.
Петр не смог сыграть в тренировочном матче с Китаем в Санкт-Петербурге. Мне не удалось расставить точки над "i" и пришлось взять людей, которые хорошо выглядели в том противостоянии. Но специфика проблем Свидлера видна, просто с ней надо разбираться в командном тренировочном процессе.

- Кто должен был быть на месте Томашевского?

Дохоян: (Александр) Морозевич. Он пропустил Олимпиаду исключительно по болезни. Томашевский ведь не входил в команду.

Левитов: Продолжая футбольные аналогии, Саша Морозевич – это Иньеста. Может обыграть любого соперника любым цветом. На таком человеке команда может выиграть несколько важнейших матчей.

Дохоян: А за неделю до отъезда в Турцию стало ясно, что на Морозевича рассчитывать нельзя.

- Общефизическая подготовка – это модный тренд в шахматах?

Дохоян: Это краеугольный камень успеха, в чем я убедился еще во времена сотрудничества с Гарри Каспаровым. Шахматист должен быть здоров, как бык.

- Так что "закачиваете"?

Левитов: Ботокс. (Смеется) Шахматы – это гиподинамическая нагрузка. Ты сидишь на месте, а напряжение огромное. Силы же брать где-то нужно. Только в мышцах.

Дохоян: Естественно, нет целенаправленной закачки мышц. Сереже (Карякину) вот нравится большой теннис, я во всё играю. За сборы уменьшился в полтора раза.

Левитов: Шахматисты во время занятий другими видами спорта – особые люди. Я не могу с ними играть. И объяснить их поведение по-научному не получается. Дело в том, что, по всей видимости, выдающиеся шахматные способности вступают в противоречие с двигательным интеллектом. При этом они не привыкли уступать, и ты чувствуешь себя участником Бородинского сражения.

- В баскетболе они, наверное, все разыгрывающие.

Дохоян: У нас довольно высокая команда, и все любят баскетбол. Грищук хорош под кольцом. Хотя Грищук хорош везде. Уникум. В футболе он блестяще стоит на воротах. Я подумываю о систематизации нашей футбольной команды. Контрольный матч мы уже сыграли с охранным агентством, двухметровыми такими парнями. Но на поле они решили скрыть от нас свой интеллект, отчего и проиграли.

Безнадежные позиции

- А среди женщин есть примы?

Левитов: Женские шахматы – это… Сложно корректно выразиться (смеется).

Дохоян: Я как бывший тренер женской сборной тоже не могу спокойно обсуждать эту тему.

Левитов: На этой Олимпиаде я понял, насколько им тяжело играть в шахматы. Подхожу к Сереге Рублевскому (главному тренеру женщин), спрашиваю: "Как позиции?". Отвечает: "Ну как, две безнадежные, две ничьи". Прихожу через пять минут с тем же вопросом, и слышу: "Две ничьи, две победы". Ну это вообще… У женщин один ход может поставить все с ног на голову. Стабильности никакой, одни эмоции.
Дохоян: Эмоции сильные, но эти "качели" девушки разбавляют волей, бьются они до конца. Такая веселая сборная.

- Каким же образом обыграли, как выразился мой более осведомленный коллега Олег Богатов, "непобедимых китаянок"?

Левитов: Китаянки "сдулись".

Дохоян: Те их шахматистки, которые были до Олимпиады в хорошей форме, к соревнованиям подошли в неважных кондициях. Они сломались сами. При этом они шли до последнего на первом месте, но наша команда в завершении блеснула характером. Наши умеют искать шансы до конца.  Не сдаются никогда.

- В чем специфика смены состава у женщин?

Дохоян: Она происходит медленнее, чем у мужчин, причем это обстоятельство не обусловлено большими условиями конкуренции. Нет, у китаянок полно шахматисток, но состав сборной у них не меняется годами.

Левитов: На пост главного тренера женской команды я искал человека, способного испытывать нагрузку. Сергей Рублевский, конечно, поначалу тоже был в шоке, но он сильный человек и очень хороший шахматист, бывший член сборной, многократный Олимпийский чемпион. Видно, что сейчас он чувствует состояние команды, знает, когда нужно прикрикнуть, когда сделать что-то другое. А насколько сложен процесс ротации, мы ощутили и в мужской команде - на примере ввода (в сборную Евгения) Томашевского.

Дохоян: Поэтому необходимы тренировочные матчи с сильными сборными. Мы хотим встречаться с Арменией, Украиной – нашими глобальными соперниками.
Играли мы с Китаем контрольный матч. Это как поход в тренажерный зал. Ты идешь и качаешься, пока не почувствуешь мышцы. Для меня встреча с китайцами была очень информативной, плюс мы ее довольно уверенно выиграли.

- Юрий Рафаэлович, что переживаешь, когда из женской сборной перебираешься в мужскую?

Дохоян: Ты просто делаешь один шаг. В никуда. Проходишь через шквал критики, собственную неуверенность, но все это очень быстро. Илья (Левитов) сделал грамотный ход, сказав, что ни в коем случае нельзя сжигать мосты. Прежде чем уйти, я оставил (женскую) команду в максимально боеспособном виде, и в дальнейшем мы сделали так, чтобы у всех сложилось восприятие сборной России как единой команды, в которой женская и мужская части не существуют отдельно, как это было раньше.

Левитов: Пожалуй, выбранную модель переформирования сборной России мы реализовали процентов на 95. Мы сохранили позиции женщин и вывели на новый уровень мужскую команду. Сереж, ты как считаешь?

Карякин: Конечно, в игре произошел заметный прогресс. Мы выиграли девять матчей на Олимпиаде, немного не хватило до победы, но в целом мы на правильном пути.

Левитов: Здесь вот что главное: я воспринимаю как полнейшую глупость требование мгновенного результата, так популярное в футболе. Гораздо важнее базис, который не дает команде потерять уровень и после ухода тренера, как в случае с заменой Дохояна на Рублевского в женской команде. Если есть основа, результаты придут. И не случайные победы, а многолетнее доминирование, что и является нашей целью.

 
 
Матч-центр
 
Матч-центр
Матч-центр
  • Футбол
    29.03 19:30
    Динамо Москва
    Ростов
  • Хоккей
    Завершен
    Металлург Мг
    Спартак Москва
    5
    3
  • Хоккей
    Завершен
    Локомотив
    Авангард
    2
    3
  • Теннис
    Завершен
    А. Зверев
    Ф. Марожан
    67
    35
  • Теннис
    Завершен
    Е. Рыбакина
    В. Азаренко
    607
    466
  • Хоккей
    Завершен
    Торонто
    Вашингтон
    5
    1
  • Хоккей
    Завершен
    Питтсбург
    Коламбус
    3
    2
  • Хоккей
    Завершен
    Миннесота
    Сан-Хосе
    3
    1
  • Теннис
    Завершен
    К. Алькарас
    Г. Димитров
    24
    66
  • Теннис
    Завершен
    Е. Александрова
    Д. Коллинз
    32
    66
  • Хоккей
    Закончен (Б)
    Колорадо
    Рейнджерс
    2
    3
Перейти ко всем результатам
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала