Максим Ставиский: бороться с судейством можно только чистым прокатом

20:50 06.11.2012 (обновлено в 20:55 06.11.2012)Автор: Андрей Симоненко / Р-Спорт

  • Екатерина Рязанова / Илья Ткаченко

  © REUTERS/ Mike Cassese

В минувшие выходные в Китае завершился третий этап Гран-при по фигурному катанию, где российские танцоры Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев заняли второе место, уступив французам Натали Пешала/Фабьяну Бурза. Неделей раньше Екатерина Рязанова и Илья Ткаченко стали третьими на "Скейт Канада" позади хозяев льда, олимпийских чемпионов Тессы Вирчу/Скотта Мойра и итальянцев Анны Каппеллини/Луки Ланотте.

Двукратный чемпион мира в танцах на льду Максим Ставиский, работающий тренером в группе Александра Жулина, специально для агентства "Р-Спорт" анализирует события этих двух турниров.

Тесса Вирчу и Скотт Мойр

© REUTERS/ MIKE CASSESE

Канадская танцевальная пара Тесса Вирчу и Скотт Мойр во время произвольной программы на этапе Гран-при по фигурному катанию "Скейт Канада".

Начну с турнира "Скейт Канада", где победили Вирчу и Мойр. Их произвольный танец на тему "Кармен" мне очень понравился. Не раз были попытки ставить классические произведения в своеобразном модерновом стиле. Воспринимаются такие вещи не всегда, особенно если это классика, к которой мы привыкли и которая в другой интерпретации выглядит, скажем так, непривычно. Становится как бы не по себе. Но в постановке канадцев заметен свой подход, собственное видение. Это, может быть, какие-то более развратные позы, более грубые движения со стороны партнерши, неестественные позиции. Смотреть на этот танец мне было очень интересно. Я уж не говорю о том, что Вирчу и Мойр сделали все элементы, как полагается. Считаю, что на сегодняшний день это лидеры. Они сильнее всех и по постановке, и по катанию.

Вывод по прокатам остальных пар, боровшихся за места на пьедестале на прошедших этапах Гран-при, могу сделать такой: все они, я имею в виду и американцев Мэрил Дэвис/Чарли Уайта, и итальянцев, и канадцев Кэйтлин Уивер/Эндрю Поже, и Боброву с Соловьевым, и Рязанову с Ткаченко, катаются очень неплохо. Кто-то получше, кто-то похуже, но все кататься умеют. Просто надо исполнить, как полагается, все элементы, сделать все ки-пойнты в коротком танце, все поддержки простоять три секунды. Все сделать по правилам. А дальше при прочих равных стоит вопрос о том, кто будет интереснее. Кто придумает интереснее программу, поддержки, которые еще не делал, тот и выиграет.

Если в этом ключе говорить о паре Пешала/Бурза, то они каждый год удивляли и программами, и поддержками, пытались креативить. А вот сейчас в Китае ни в коротком, ни в произвольном не произвели впечатления. Катались нормально, не более того.

Наверняка многие задумываются: почему Боброва и Соловьев второй турнир подряд проигрывают Уивер/Поже по короткому танцу, а потом опережают их по произвольному? Что касается исполнения, то, на мой взгляд, и те и другие катались чисто. Ки-пойнты, твиззлы, поддержки - все сделали. Придраться к чему-то можно - и у тех, и у других. Но в целом все хорошо. А теперь посмотрите: у Уивер/Поже концовка короткого танца идет мажорная. Усиление и темпа, и музыки, а потом яркий финал. А у Бобровой/Соловьева их вальс сходит на нет, концовка короткого танца не имеет логического завершения. Эту тему мы уже в группе с Сашей (Жулиным) обсуждали, добавляли колокольный звон, чтобы точку поставить. Но я думаю, что вопрос не в точке, а в том, что в конце программы музыка идет не на повышение, а на понижение. Сейчас было поменять ничего невозможно, потому что подряд идут соревнования, но в какой-то период будем что-то делать. 

В произвольном же танце у канадцев, как я уже говорил, ничего суперкреативного и интересного нет, а у Бобровой и Соловьева очень неординарная и постановка, и идея. И людям очень нравится. Комментаторы на итальянском "Евроспорте", где я смотрел прокаты, яркий пример: весь танец молчали, а в конце взорвались эпитетами. То есть людей захватывает эта история. И сразу Боброва с Соловьевым спокойно выигрывают у Уивер и Поже.

Чтобы они выигрывали еще спокойнее и стабильнее, надо подумать над изменениями в музыке к короткому танцу. Сейчас же я очень рад, что Боброва и Соловьев канадцев снова опередили и гарантировали себе участие в Финале Гран-при.

По поводу оценок, которые у Бобровой и Соловьева в Китае оказались меньше, чем в Америке. Вообще Уивер/Поже, Боброва/Соловьев, Пешала/Бурза, итальянцы и даже Дэвис/Уайт, я включаю их в эту группу - это пары одного высокого хорошего уровня. Между ними разница настолько маленькая, что достаточно, например, непараллельно сделать твиззл или один элемент не выполнить в дорожке, чтобы откатиться назад. Опять же, у нас в танцах есть так называемые политические игры, никто их не отменял. Есть определенные блоки судей. Вот и получается, что на одних соревнованиях ты можешь убедительно выиграть, а на других зубами выгрызать свое место. Так, за дорожки шагов в произвольном танце вторые уровни Бобровой и Соловьеву, я считаю, поставили не по делу. Если не четвертый, то твердый третий уровень должен быть. Это уже, видимо, какая-то судейская разборка. Можно придраться только к скобе, но все равно это уверенный третий уровень. А вот у Пешала/Бурза дорожки шагов - неуверенного третьего уровня. Я бы поставил второй-третий. У Жулина они катались на более крутых дугах. А сейчас почему-то стали спрямлять - в дорожках и по диагонали, и по кругу достаточно плоско и неярко выраженные ребра.

Еще несколько слов по поводу судейства в отношении пары Рязанова/Ткаченко на "Скейт Канада". Конечно, когда ты проигрываешь, то оценками всегда недоволен, но именно в этом случае, я считаю, причины искать ребятам надо в себе. Я тренировался у Леши Горшкова, это хороший тренер, но у него бывают недоработки по элементам в дорожках шагов. Если, например, на каких-то соревнованиях мне или Леше говорили, что где-то были нечистые ребра, то он начинал менять шаги, думал, что если будет что-то поудобнее, то мы все сделаем. Это неправильный подход. Надо добиваться чистого исполнения того, что есть. Если ты понимаешь, что судейство "не твое", российского арбитра, который за тебя будет бороться, нет, то надо судей "тыкать носом" в чисто выполненные элементы. Только такими способами можно бороться. Откатал все на сто процентов - может, попытаются занизить оценки, но это будет сделать намного сложнее. А если есть хоть какое-то колебание, то минус поставят моментально, не задумываясь.

Насчет программ Рязановой и Ткаченко я уже говорил после открытых прокатов - произвольный танец мне не нравится. В "Крестном отце" есть идея, а у них в танце ее нет. Понятно, что они уступили в Канаде итальянцам, которые и харизматичные, и лица у них играют, и корпус играет, и хореография есть. Всего этого Рязановой и Ткаченко в произвольном танце не хватает. Катя старается, гнется, а Илюша "задеревенел" слегка. Он несколько не прочитался в этом танце. Что касается польки – «обязаловка» у них стала получше, просматриваются ребра, делают ки-пойнты. 

Виктория Синицина и Руслан Жиганшин, еще одна российская пара, выступавшая в Китае - это очень хороший дуэт, будущее российского фигурного катания. Но пока, я считаю, они еще юниоры. По маститости, по катанию они недотягивают до Рязановой и Ткаченко. Хоть и не нравится мне произвольная программа Кати и Ильи, скольжение, исполнение элементов у них мастерское, как ни крути. Постановки у Синициной и Жиганшина тоже, на мой взгляд, достаточно стандартные. Не покоряют какой-то креативностью, интересными элементами, переходами. Что и является отличительной чертой юниоров, на самом деле. Они, еще раз повторю, очень хорошие юниоры - но пока не доросли до хороших мастеров. Мне кажется, им надо с тренерами Светланой Львовной Алексеевой и Еленой Кустаровой постараться сделать что-нибудь нестандартное, интересное. И тогда перед ними откроется большое будущее. Пока же их время не пришло. Но надо работать - и все будет нормально.

Авторизация

Производя регистрацию на сайте, вы тем самым выражаете свое согласие на обработку и использование своих персональных данных.


    Статистика


    SELECTORNEWS - покупка, обмен и продажа трафика