Рейтинг@Mail.ru
Петерис Скудра: я думаю о будущем ХК "Торпедо" - РИА Новости Спорт, 29.02.2016
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Хоккей/Шайба/Лед
Хоккей

Петерис Скудра: я думаю о будущем ХК "Торпедо"

Читать в

Главный тренер нижегородского "Торпедо" Петерис Скудра в интервью корреспонденту "Р-Спорт" Сергею Литваку рассказал, почему он решил стать тренером, что ему дали годы, проведенные в НХЛ, и какими он видит принципы построения команды в нынешних условиях Континентальной хоккейной лиги.

- Как и когда возникла идея стать тренером?

- После окончания игровой карьеры примерно год восстанавливался от травмы колена. Потом поступило предложение поработать аналитиком на канале Viasat Sport.  Когда начал этим заниматься, то понял, что процесс меня завлекает. Приходилось разбирать матчи,  объяснять, анализировать. Понял, что хочется быть поближе к хоккею, начал посещать различные семинары, набираться знаний, которых не получил на льду. Затем получил предложение стать советником президента рижского "Динамо". Процесс тоже достаточно интересный, очень много полезного почерпнул для себя, но это тоже было далековато от хоккейной площадки.  Когда начал работать, уже начал встречаться и общаться с ребятами, которых знал, начал больше жить хоккеем. Через год примерно поступило предложение от Дмитрия Квартальнова войти в его тренерский штаб в качестве тренера вратарей. Я сразу, не раздумывая, согласился, несмотря на то, что там надо было ехать в Череповец. Мне это было интересно. Начал работать, но понял, что работы с вратарями мне мало. И большое спасибо Диме, что он очень умело и качественно организовывает работу тренерского штаба, дает работать. Начал с вратарей, потом обязанности расширились. Я понимал, что это мне нравится, что неплохо получается. И вот так все началось.

- В других видах спорта, чтобы стать тренером, надо получить специальное образование, получить лицензию. В хоккее этого нет.

- Образование бывает разное. Нужны знания, которые не только ты получал за партой, но очень важно и то, что ты узнал как профессиональный хоккеист. Но все зависит от человека. Есть хоккеисты, которые работают, играют и ни о чем особо не задумываются. А есть те, которые стараются вникать в процесс. Пытаются понять, почему один тренер требует одно, а другой совсем другое, когда какие методы работают, а какие нет.

Шесть сезонов в НХЛ и работа с такими тренерами, как Кевин Константин, Майк Кинэн, Марк Кроуфорд дали очень многое. Что-то на тот момент было непонятно, но от меня требовалось не только ловить шайбу. Я должен был понимать тактику, руководить обороной. Потому что вратарь – единственный игрок, который всегда находится лицом к полю, а тренер с лавочки не всегда может докричаться. Вратарь всегда видит общую картину, поэтому он должен уметь читать игру и руководить процессом. Хороший вратарь должен подсказывать полевым игрокам, чтобы соперник не разрывал оборону и не забивал в пустые ворота. Тогда и статистика у него будет хорошая. И еще он будет играть более спокойно, а не крутиться как белка в колесе. Вот это от меня и требовалось в НХЛ – знать тактику, уметь разговаривать с игроками, подсказывать им. Это те знания, которые тебе никто за партой не даст, если ты сам этого не пройдешь. Опыт, который ты в себя впитал, а потом используешь в своей работе - это Лицензия, которая не выдается на бумаге.

- Но не так много вратарей впоследствии становятся тренерами. Почему?

- У нас очень много стереотипов. Например, что вратари должны тренировать вратарей, защитники – защитников.  Но хоккей – особенная игра. Это командный вид спорта, и будет странно, если один тренер будет наблюдать только за одной зоной и не понимать, что происходит рядом. Да, мы разделяем зоны ответственности, но хороший тренер  должен разбираться во всем. А из вратарей получаются неплохие тренеры. Патрик Руа, Олег Браташ работают очень здорово. Кроме того, в Северной Америке очень много бывших вратарей, которые работают в менеджменте, в том числе и генеральными менеджерами клубов. Генеральный менеджер должен уметь сложить вот этот пазл из игроков, конечно, вместе с тренерским штабом. И тут очень важно умение мыслить глобально.

- Работа тренера в НХЛ и КХЛ все же, наверно, сильно отличается. Хотя бы из-за тех же генеральных менеджеров. Ведь в Америке команду формирует генеральный менеджер, предоставляя тренеру работать с теми, кто есть в распоряжении, а в России мнение тренера учитывается при комплектовании состава.

- Принципы формирования команд в НХЛ и КХЛ вообще очень сильно отличаются. Взять даже драфт. Там за счет него строятся кубковые команды. У нас драфт совсем другой. Сравнивать построение команды там и здесь нельзя. В КХЛ есть 3-4 команды, которые благодаря хорошему бюджету могут каждый год покупать состав, который может выиграть Кубок Гагарина. А все остальные должны проходить через процесс формирования команды, чтобы держать уровень, чтобы получить возможность в какой-то определенный момент побороться за Кубок Гагарина. Это реально, примеры есть. Мы видим, что те команды, у которых много денег, не всегда выигрывают.

- Что же нужно для того, чтобы выигрывать?

- Путь к вершине не может быть ровным и гладким.  Не бывает такого в профессиональном спорте. Мне симпатичен пример московского "Динамо", у которого была и серия из одиннадцати поражений подряд, и второе место в "регулярке", и вылет в первом круге. Через все это они прошли и двигались вперед. Очень непросто выбрать путь и идти по нему, потому что будут участки, где путь будет неровным. Но по-другому не бывает. Если на таких участках ты начинаешь отказываться от того, что ты сделал в начале, то в основном ничего хорошего не получится. И "Динамо" сумело держать удар, но не свернуть с выбранного маршрута. Два Кубка подряд – отличное подтверждение правильности их пути.

Иногда приходится идти на какие-то не очень популярные решения. Посмотрите, какая борьба идет на рынке, чтобы получить игрока. Какие предлагаются контракты. Заполучить игрока в конкуренции с еще 20 клубами – это очень тяжело. Поэтому основу команды должны составлять игроки до 28 лет – ограниченно свободные агенты, потому что их можно удержать в составе по регламенту. Потом идет 10-15 процентов иностранцев, и еще 10-15 процентов - хоккеисты, которых ты взял на свободном рынке. Повторюсь, в команде должны быть хоккеисты, которые будут играть 3, 4, 5 или 7 лет, из которых нужно делать команду в первую очередь. Процент не может быть другим. Иначе ты строишь команду, и понимаешь, что вот завтра этот игрок уйдет от тебя в другой клуб. И что ты с этого игрока можешь получить? Процесс построения команды очень тяжелый, но если такой путь выбран, то остается только идти по нему. "Торпедо" должно строить команду, и делать это постоянно.

- В "Динамо" практически не было звезд. Они выигрывали за счет коллектива?

- "Динамо" брало игроков, которые были голодными до хоккея, у которых была правильная мотивация, которые хотели быть профессионалами. С ними работали, из них делали команду. Звездам предлагают огромные контракты. Сегодня он сыграл у тебя, а потом удержать его очень тяжело. Ровная команда из игроков, которые преданы своему делу, которые хотят добиться результата, понимают, что хоккейная жизнь коротка, готовы ради результата выжимать из себя все, способна очень на многое. Это уже не раз доказывалось. Огромную роль в этом играют и легионеры. Наш рынок все же ограничен при том количестве команд, которое есть сейчас, поэтому очень важно, какие иностранцы у тебя играют. Они должны быть лидерами, вести за собой остальных. И те свободные агенты, которые приглашаются, также должны играть важную роль. Они более опытные, поэтому должны держать удар.

- Активность "Торпедо" на трансферном рынке в последнее время направлена именно на создание подобного коллектива?

- Мы в "Торпедо" стараемся собрать ребят, которые хотят побеждать, которые живут хоккеем и готовы на все ради команды.  Это очень непросто. Мы приглашаем игрока, думаем, что он нам подходит, но когда начинаем работать с ним каждый день, понимаешь, что это не так. Для построения команды должна происходить определенная смена кадров. И так по крупицам собирается этот пазл. Мы смотрим не только на игровые качества, но и на человеческие тоже. Многие могут быть  не согласны с моим мнением. Типа, набрал 25 человек на сезон, вот с ними и играй. Мы набираем команду, понимаем, что вот с этим игроком мы можем чего-то добиться, а вот с этим мы можем пройти только какой-то этап. Это очень непростой процесс. Но это единственный путь, чтобы попытаться добиться значимых побед.

- Сейчас изменилась экономическая ситуация. Контракты у всех, в том числе и легионеров – в рублях. Никакой перемены настроения у игроков по этому поводу не случилось?

- Мне тоже многие звонят и говорят, что я тоже живу в еврозоне, и что мой контракт обесценился. У меня на это есть простой ответ. В первую очередь с позиции игроков. Да, курс поменялся. Но если тебя это не устраивает, играй лучше. Зарабатывай на бонусах, а они у каждого в контракте есть. Отбивай курс на командных бонусах. Играй настолько здорово, чтобы на следующий год тебе предложили лучшие условия контракта, и ты бы забыл о плохом курсе. Это то, что игрок может сам контролировать.  

А про себя я могу сказать – я занимаюсь любимым делом. И уровень КХЛ  для меня – это та лига, та конкуренция, где я хочу работать. Я работаю в России и получаю деньги в рублях. А в еврозоне я живу от силы два месяца. Если нужно будет, я перевезу семью в Россию и буду жить здесь постоянно. Тут очень много хороших городов, у меня русская семья, у супруги родственники живут в России. И себя я уже давно больше считаю русским, чем европейцем.

Ребята должны понять – они контролируют свою игру и тем самым контролируют свою следующую зарплату. Если ты хочешь зарабатывать в долларах – можешь поехать в Северную Америку. В Европе куча разных лиг, но мы находимся в России. Кого не устраивают рублевые зарплаты, в КХЛ есть нероссийские клубы, которые платят в других валютах.

Иностранцы, приезжающие сюда, прекрасно понимают, на какие условия они соглашаются. У каждого есть свой выбор. Я уверен, что всегда будет немало хороших иностранных игроков, которые захотят играть в КХЛ. Потому что уровень хоккея здесь очень высокий. Как и у всех, есть тут определенные недостатки у лиги, но они есть и в НХЛ, и в Европе. Но то, как лига развивается, куда она движется – это не может не радовать. Посмотрите, какая конкуренция между 28 командами. Какая еще лига, кроме НХЛ, может похвастаться подобным? В такой лиге, где каждый день идет подобная борьба, работать очень интересно. Как будет дальше, кто будет приезжать – думаю, что всегда найдутся желающие. Причем хорошие игроки. Помимо заработка все хотят играть в хороший хоккей.

- Если говорить о строительстве команды, то очень хорошо, если есть возможность не сворачивать с выбранного пути в погоне за сиюминутными результатами. Но ведь не всегда руководители клубов согласны ждать результата.  Вы обсуждали свою позицию с руководством "Торпедо"?

- У нас отличное руководство, которое разбирается в хоккее. Естественно, что мы на эту тему много говорили. Нужно было понять до 25 декабря, до дедлайна, в каком направлении мы будем двигаться. Конечно, "музыку заказывает" руководство клуба. Мы подчиненные и стараемся работать вместе. Есть президент, есть генеральный директор, которые решают, в каком направлении нам двигаться. Я могу лишь сказать, в каком направлении я хотел бы идти. Что я и сделал год назад, когда меня брали на работу. Я бы хотел, чтобы "Торпедо" стало именно той командой, которая будет заниматься строительством, которая будет строить хороший  фундамент, обеспечивать стабильный уровень. Все мы порой говорим, что будем бороться. Но нужно на вещи смотреть реально. И чтобы такая фраза была сказана не просто так, должен быть очень крепкий фундамент под ногами, который предстоит построить. Тогда выиграть Кубок станет реальностью.

Конечно, мы зависим от руководства. И хоккеисты, и тренеры. Но несмотря на взлеты и падения, то, что я говорил год назад, я готов повторить и сейчас. Менять курс из-за одного плохого месяца, чтобы забыть то, что ты строил полтора года – это неправильно. Но решение принимает руководство. Я могу объяснить все наши действия с моей точки зрения. Мы ищем тех ребят, с которыми можно построить фундамент.

- А согласятся ли болельщики ждать, пока будет построена команда?

- В Нижнем замечательные болельщики. Есть, конечно, такие, которые пришли на матч, и им надо, чтобы мы сегодня обязательно выиграли. Для таких у нас есть в активе отличные победы в этом году. Мы обыграли "Ак Барс", "Магнитку", "Динамо", ЦСКА, "Локомотив".

Но у нас есть и другие болельщики, которые понимают, что иногда нужно немного потерпеть. Что сегодняшняя неудача – она только сейчас, но команда строится, в будущем все будет по-другому.  Они видят, что организация становится лучше, меняется тренировочный процесс.

Еще одна проблема "Торпедо" – у нас нет своих молодых ребят, которые в 19-20 лет могут играть на уровне КХЛ. Вернее, они есть, но они пока не готовы для такой игры. Это проблема, мы о ней говорили. Надо или воспитывать своих ребят, или иметь возможности набирать таких игроков через обмены. Набирать тех, кто останется в команде на 5-6 лет. Других вариантов нет.

- Но из команды может уйти и тренер, который вот эту команду начал строить. Ваш контракт также действует до конца этого сезона.

- Тренер может уйти по разным причинам. К примеру, я пришел сюда, в "Торпедо", и проделал очень много работы, чтобы привести сюда тех ребят, которые останутся в команде, даже если я уйду. Главное - останется костяк.  Тренеры и игроки приходят и уходят, а команда всегда остается. Я хочу, чтобы на них строилась команда и их становилось все больше. Мы можем найти замену иностранцам, можем работать на рынке свободных агентов, купить 2-3 игроков. Но купить полкоманды мы не сможем. Мы должны ее построить.

- Что делается в этом направлении?

- Открою небольшую тайну. Я сейчас много думаю о будущем "Торпедо". Кто останется здесь на следующий год, кого я хочу видеть в команде. С кем мы будем работать дальше. "Торпедо" ожидает очень непростое лето с точки зрения трансферов. И если мы хотим, чтобы у нас была стабильность, мы должны принимать непростые решения.  Сейчас об этом многие не задумываются, но будет очень непросто "проглотить" уход большой группы свободных агентов, у которых заканчиваются контракты. Надо понимать, что мы не сможем удержать игроков, если клубы-"олигархи" предложат им условия, которые "Торпедо" повторить не в состоянии.  Прошлым летом у нас был один такой игрок – Денис Паршин. Он был нашей маленькой звездочкой. И ушел в другую команду, причем мы ничего не получили взамен. И это всего лишь один игрок. А когда могут уйти целых восемь?! Тогда что? Будет намного тяжелее, надо будет хорошо постараться, чтобы найти столько свободных агентов на рынке, чтобы заменить ушедших.

Разумно кого-то отдать сейчас, чтобы получить кого-то взамен на несколько лет. Эти решения даются непросто. Никто не отменяет текущий результат. Мы ведем борьбу за плей-офф, и это не значит, что, совершая обмены, мы отказываемся от этого. Мы даже можем стать сильнее, сделав грамотные движения. Сейчас мы тратим много сил и энергии на сохранение костяка команды, чтобы летом не оказаться в яме, а продолжать движение вперед.

Мы уже сейчас к этому готовимся. И хотелось бы, чтобы болельщики не думали, что мы сейчас сидим и ничего не делаем в этом направлении. Мы делаем все, чтобы как-то сделать это лето менее болезненным.

- Какой результат этого сезона вас бы удовлетворил?

- Начнем с простого. "Торпедо" должно быть в плей-офф. И оно там будет. Независимо от того, с какого места. Я хочу остаться в памяти болельщиков как тот тренер, о котором даже через много лет будут говорить: с ним "Торпедо" всегда играло в плей-офф. Два это года будет или пять лет – абсолютно неважно. Потому что плей-офф – это праздник хоккея, другая атмосфера. Как и с кем играть в плей-офф – это уже отдельный вопрос. Все покажет конечная картинка. В прошлом году  нам немного не хватило. Сыграли семь игр против отличного кубкового бойца, повели в счете, но не смогли выиграть. На кого бы мы ни попали в этом году, будем бороться, играть только  на победу. "Торпедо" будет биться и грызться в каждой игре, в каждом эпизоде. В этом году у нас, может быть, пропало немножко мастерства, потому что ушли некоторые игроки, но у нас появилась спортивная злость, когда можем где-то не очень красиво разыграть, а занести шайбу зубами. То, чего не хватило в прошлом году, чтобы пройти "Салават". Играли слишком красиво, слишком интеллигентно. А они сыграли именно по-спортивному зло. В этом году все будет по-другому.

 
 
Матч-центр
 
Матч-центр
Матч-центр
  • Футбол
    Перерыв
    Барселона
    ПСЖ
    1
    1
  • Футбол
    2-й тайм
    Боруссия Д
    Атлетико Мадрид
    2
    0
  • Хоккей
    17.04 02:00
    Филадельфия
    Вашингтон
  • Хоккей
    17.04 02:00
    Монреаль
    Детройт
  • Хоккей
    17.04 02:00
    Бостон
    Оттава
  • Хоккей
    17.04 02:00
    Коламбус
    Каролина
  • Хоккей
    17.04 02:30
    Флорида
    Торонто
  • Хоккей
    17.04 03:00
    Виннипег
    Сиэтл
  • Хоккей
    17.04 05:00
    Ванкувер
    Калгари
  • Хоккей
    17.04 05:00
    Вегас
    Чикаго
Перейти ко всем результатам
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала