Россиянка Дарья Виролайнен лишь первый сезон входит в число топовых биатлонисток и впервые принимает участие в чемпионате мира, который проходит в эти дни в финском Контиолахти. В интервью корреспонденту "Р-Спорт" Ивану Тугарину спортсменка заявила, что уже не волнуется перед гонками так, как в начале сезона, рассказала, что преодолела психологические проблемы с эстафетой, а также поведала, почему спринту предпочитает индивидуальную гонку.
"Отволновалась" в первой половине сезона
- Дарья, как у вас настроение? Позади две гонки на чемпионате мира, можно ли сказать, что вы рассчитывали на большее?
- Настроение у меня хорошее, почему оно должно быть иным? Это мой первый чемпионат мира. Когда я к нему готовилась, я абсолютно не заморачивалась. Но при этом нельзя сказать, что я отнеслалсь к этому старту как-то безответственно. Психологический момент очень важен. Если переволнуешься, то ничего хорошего из этого не выйдет. Конечно, я совсем недовольна результатами. В спринте не получилась стрельба. Но мне сложно рассуждать на тему того, рассчитывала ли я на большее. Я недавно переболела, и пока не чувствую такую форму, какая была у меня на январских этапах Кубка мира в Рупольдинге и Антхольце. Чувствую себя немного похуже. Но я не расстраиваюсь, надеюсь, что дальше чуть полегче будет.
- Насколько хорошо вы себя сейчас чувствуете?
- Я уже отошла после болезни. Мне просто немного не хватило скоростной работы перед чемпионатом мира. В пасьюте не смогла дотерпеть последний круг. А так чувствую себя хорошо.
- В первые дни чемпионата мира трасса на стадионе в Контиолахти вызывала множество нареканий со стороны спортсменов и тренеров из-за мокрого и тяжелого снега. Постепенно ситуацию удается исправить, к тому же погода становится более холодной. Вы тоже, как и большинство биатлонистов, предпочитаете жесткую трассу? Она вам больше подходит?
- Я бы не стала однозначно говорить, что это так. Сильно твердую трассу я тоже не очень люблю. Многие говорят, что я легкая, и поэтому мне легче бежать по "каше", но я бы тоже так не стала говорить. В принципе, мне подходит и тот, и другой тип. Многое зависит от самочувствия - если хорошо себя чувствуешь, хорошо побежишь по любой трассе.
- То есть у вас такого возмущения трасса не вызывала?
- Конечно, по такой "каше" тяжело бежать, она была настолько мокрая и тяжелая, что лыжи просто зарывались. Было тяжело, но я к этому была готова.
- В целом рельеф трассы в Контиолахти вам нравится?
- Это одна из самых трудных трасс, если сравнивать с остальными этапами Кубка мира. Подходит или не подходит, сказать не могу. Но она тяжелая.
- Вы сказали, что старались на заморачиваться перед чемпионатом мира. Насколько получается не нагнетать ситуацию для самой себя уже здесь, в Финляндии? Получается отключиться от мыслей, что это самый важный старт?
- Получается. Я не ощущала никакого волнения, не переживала вплоть до спринта, который стал моей первой гонкой здесь. Видимо, я себя так здесь настроила, что это просто очередной старт. Важный, но очередной. На нем нужно работать, показывать все, что умеешь. Выше головы все равно не прыгнешь.
- Вот смотришь на вас сейчас в спокойной обстановке перед гонками, и складывается впечатление, что вы в принципе нисколько не волнуетесь, что у вас железные нервы... Хоть и это фактически не только первый чемпионат мира, но и первый сезон среди топовых биатлонисток.
- (смеется). Ну, наверное, я свое отволновалась в первые полгода. В начале сезона я очень переживала перед каждой гонкой, потом я постепенно поняла, что это отнимает слишком много сил. Какое-то минимальное волнение перед каждой гонкой присутствует. Но я это волнение теперь контролирую. По крайней мере, стараюсь.
Аликин: сборной РФ нужно перестать заявлять "непонятный состав" на смешанную эстафету >>>
Спринт – самая нелюбимая гонка
- Какие ставили перед собой цели, когда отправлялись на чемпионат мира?
- Я не буду сейчас говорить, что настраивалась на медали. Хотя я понимаю, что способна за них бороться. Да, из-за болезни немного сорвалась подготовка... В общем, я решила для себя, что должна отработать на максимуме, а потом будь что будет.
- Впереди индивидуальная гонка на 15 километров, которую редко любит кто-то из спортсменок.
- Не знаю, я люблю "индивидуалку" (смеется).
- Почему?
- Мне длинные гонки больше нравятся. Четыре рубежа мне как-то больше подходят. А вот спринт - самая нелюбимая моя гонка. Почему? Не знаю. Может, это связано с моими физиологическими особенностями. Я не очень быстро разгоняюсь, а спринт очень скоротечен. А вот потерпеть - я люблю (улыбается).
- Мне вот почему-то казалось, что у вас самая нелюбимая гонка теперь эстафета. Ведь в Оберхофе вы зашли на два штрафных круга, а в Рупольдинге и вовсе умудрились схватить три...
- (смеется). Нет, просто в этом сезоне так получилось. У меня было очень мало опыта выступлений в эстафетах на международных стартах, не хватало уверенности в себе. А так эстафеты я люблю.
- Сейчас эта уверенность появилась?
- Да. Я понимаю, что я не должна подвести команду. Мне нужно отработать свой этап так, как я работаю личные гонки, и все.
- Те штрафные круги, на которые вы зашли после дополнительных патронов в Оберхофе и Рупольдинге не снились потом?
- Нет (смеется).
Пристреливаясь к ветру: итоги женской спринтерской гонки на четвертом этапе КМ. Фото >>>
- В Рупольдинге вы вообще на эмоциях заявили, что больше не будете бегать эстафету. Что вам потом говорили тренеры, если не секрет?
- Все реально понимали, что я просто не справилась психологически. В меня все верили, в том числе и тренеры. Все верили в то, что я справлюсь. Давления никакого не было, только поддержка. Нужно было просто выбросить из головы те неудачные эстафеты. Вера тренеров здесь была решающим фактором.
- То есть вопрос закрыт? Дарья Виролайнен преодолела психологический барьер, чтобы бежать эстафету?
- Преодолела (улыбается).
Мама всегда поддержит
- Как часто с мамой (олимпийской чемпионкой Анфисой Резцовой) советуетесь по поводу своих выступлений?
- Созваниваемся мы довольно часто, после каждой гонки разговариваем. Вне зависимости от результата она всегда меня поддержит. Если пробежала плохо, то она всегда просит меня не расстраиваться.
- То есть мама у вас - не самый жесткий критик?
- Нет (улыбается). Мама и папа меня только поддерживают, мне это помогает.
- Как вы должны выступить в оставшихся гонках, чтобы вы были довольны?
- (смеется). Конечно, я бы хотела зацепить медальку. Возможно, в индивидуальной гонке, но я больше рассчитываю на масс-старт, если, конечно, мне удастся туда попасть.
- А как же эстафета?
- Ну, это же не личная дисциплина. Хотя я буду очень рада, если нам удастся что-то сделать в эстафете. Результат в эстафете зависит не только от меня, поэтому личная медаль ценнее.
- Эстафета в Контиолахти может стать решающей для сборной России в Кубке наций. Если не попадем в пятерку, то на следующий год квота для российских биатлонисток в Кубке мира уменьшится...
- Чемпионат мира и так ответственный старт. Мы стараемся об этом не думать. Если постоянно будем на этом зацикливаться, то результат будет только хуже.