Председатель попечительского совета Спортивной дирекции "Новая лига" Дмитрий Свищев в интервью агентству "Р-Спорт" рассказал о трудностях при подготовке к Гонке чемпионов, важности этого проекта и планах его развития.
– Дмитрий Александрович, давайте начнем с, пожалуй, главной темы – состава участников предстоящей гонки. Примеры проведения подобных мероприятий в других видах спорта показывают, что не всегда обещанный звездный десант участников добирается до России в полном составе. Как обстоят дела с Гонкой чемпионов? Приедут все?
– Приедут все звезды, которые ранее подтвердили свой приезд. Соответствующие сообщения мы получили от всех приглашенных. Билеты уже приобретаются, поэтому помешать выступлению в Гонке чемпионов тому или иному спортсмену могут только неожиданные травмы или семейные проблемы. На сегодняшний день нет ни одного, кто бы отказался.
– Что касается подготовки трассы. С какими трудностями вы сталкиваетесь при ее подготовке? В чем специфика?
– Главная специфика в том, что гонка будет проходить 7 апреля при плюсовой температуре. Сохранить снег в таких условиях будет достаточно сложно. Однако мы заблаговременно подготовили в Лужниках порядка 10 тысяч кубометров снега. Он уже лежит и, к сожалению, потихоньку тает. Но мы уверены в том, что для проведения гонки нам его хватит.
– Есть ли возможность дополнительно изготовить партию снега в том случае, если он будет быстро таять?
– Да, у нас будет работать новая французская система для производства снега. Она способна изготавливать снег даже при плюсовой температуре.
– А что если будет аномально теплая погода и снег начнет таять так быстро, что даже французская система не будет способна помочь?
– Такого не произойдет, запасов снега у нас предостаточно. К тому же у нас уже есть опыт проведения соревнований в непростых условиях, как это было в 2009 году на соревнованиях по горным лыжам. Тогда снега вообще не было, его доставляли из мест, удаленных от Москвы на 3 тысячи километров.
– Но место проведения гонки уже точно меняться не будет? Ведь изначально соревнования могли состояться на Поклонной горе.
– На Поклонной горе этого нельзя было сделать технически. Да, трасса там длинная, однако она слишком узкая, что накладывает определенные ограничения. По этой причине мы и отказались от этой идеи.
– Как быть с качеством снега? В прошлом году, помнится, спортсмены на него жаловались.
– Да, но в прошлом году был дождь. Поэтому тут не угадаешь. Одно могу сказать точно – снег будет. А вот от капризов природы мы не застрахованы.
– Конфигурация трассы. Она будет гладкой или же организаторы усложнят задачу спортсменам?
– Она будет иметь подъемы, спуски. Так что трасса должна получиться достаточно сложной. При этом она будет широкой, что даст спортсменам пространство для маневров.
– Какова будет длина дистанции и в каком формате пройдут соревнования?
– Длина насчитывает 1,5 километра. В программе у нас запланированы три гонки: эстафета и две индивидуальные.
– Что получат победители Гонки чемпионов?
– Прежде всего, это денежные призы. Хоть эта гонка и календарная и стоит в расписании IBU, она все же является коммерческим проектом. Поэтому наша задача – подготовиться к возможности проведения в Москве и в Сочи этапов Кубка мира. Нам необходимо наработать команду, которая бы сумела на отличном уровне провести этап Кубка мира в Сочи. Причем не только по биатлону, но и по лыжным гонкам, поскольку эти виды спорта достаточно близки.
Я говорю не о проведении соревнований – с этим отлично справятся и национальные федерации. Речь идет о таких организационных вопросах, как подготовка трассы, производство снега, обеспечение безопасности, логистика. Это огромная процедура, которую надо отрабатывать. Ведь если приедет спортсмен и останется недовольным, к примеру, едой, то будет скандал. Или не встретили кого-то. Скандал. К тому же со спортсменами приезжают тренеры, пресса. Организация таких соревнований – сложный механизм.
– Московский опыт можно будет перенести в Сочи?
– Конечно, в этом и есть основная задача.
– То есть принципиальной разницы в том, организовывать соревнования в мегаполисе или в таком месте, как Сочи, нет?
– Разница есть. В мегаполисе организовать все сложнее. Вот, к примеру, сейчас мы столкнулись с сохранением к апрелю снега. Ну что ж, тем и интересней!
– Сколько зрителей может посетить Гонку чемпионов?
– Трибуны строятся на 10 тысяч человек. Сколько придет людей – пока сказать сложно. Но мы рассчитываем на то, что москвичей и гостей столицы придет много. Однако все еще будет зависеть и от погоды. К тому же в этот же день в Лужниках еще будет проходить футбольный матч.
– Смогут болельщики располагаться вдоль трассы?
– Будет фан-зона на несколько тысяч человек, рядом с которой расположена сцена. Кроме того, будет зоны для болельщиков рядом со штрафным кругом и стрельбищем. С этой точки зрения трасса получится интересной.
– А какие развлекательные программы предусмотрены?
– Будет концерт с участием таких групп, как "БИ-2" и "Смысловые галлюцинации". Кроме того, СБР готовит классную программу с участием ветеранов биатлона, которые проведут мастер-классы.
– Возвращаясь к организационным вопросам. В прошлом году отмечалось, что спонсоры неохотно вкладывают свои деньги в Гонку чемпионов. Как обстоят дела сейчас?
– В этом году со спонсорами тоже не все так хорошо. Проблема заключается в том, что произошла смена места, и все волнуются, какая будет телевизионная картинка и как будут обстоять дела со снегом. Поэтому, если мы на следующий год уйдем в "Олимпийский", то Гонка чемпионов станет финансово интересна.
– А раньше ее провести нельзя по причине загруженности соревновательного календаря IBU. И все же, есть ли возможность "отбить" деньги, затраченные на проведение гонки? Соревнование все-таки коммерческое.
– Нет, это невозможно.
– Получается, что проведение гонки с практической точки зрения выполняет только одну функцию – апробацию организации крупных биатлонных соревнований, что впоследствии поможет при подготовке этапа Кубка мира в Сочи?
– Ну почему же? Москвичам нужны эти соревнования – факт. У нас 90 процентов любят биатлон, и из этого числа людей 90 процентов не могут себе позволить посмотреть за соревнованиями вживую. Да, у нас есть этап Кубка мира в Ханты-Мансийске. Однако поездка туда – тоже дело затратное. А так, любой может сеть в метро, проехать несколько остановок и увидеть всех звезд биатлона.
– И во сколько же обойдется подготовка для жителей и гостей столицы подобного зрелища?
– Я финансами не занимаюсь, однако могу сказать, что дело это недешевое. Но дело даже не в этом, а в том, какие плюсы мы от этого получаем.