Что такое бивуак на ралли-рейдах представляет себе каждый любитель автомобильного спорта, но корреспондент "Р-Спорт" Сергей Смышляев, находящийся на "Шелковом пути"-2016, все же решил сравнить лагеря гонки в России, Казахстане и Китае – в странах, по территории которых проходит ралли-рейд.
В очередной раз убеждаюсь в незыблемости правила, что "все познается в сравнении". До отбытия на свой первый в журналистской карьере "Шелковый путь" я примерно представлял, что меня ждет в плане проживания, а опытные коллеги делились нужными подробностями. Однако с каждым днем после пересечения казахстанско-китайской границы возрастала уверенность в том, что даже люди, проехавшие не один и не два ралли-рейда, не могли догадываться, какие сюрпризы преподнесет им Поднебесная.
Немного теории
Стоит отметить, что уже при входе на бивуак можно понять уровень и престижность участников. Такие "гранды" автоспорта, как "КАМАЗ-мастер", Peugeot, Mini, а также ряд китайских команд занимают целые сектора бивуака, выставляя своеобразное ограждение из машин технического обслуживания и автомобилей сопровождения. Кстати, у челнинцев теперь есть новый жилой КАМАЗ. "Ну, ведь заслужили", - с улыбкой отметил чемпион "Дакара"-2013 Эдуард Николаев.
Семья героев
Это не спорт, а космос: почему автогонщики заслуживают огромного уважения >>>
…Всей семьи, включая жену, двух дочек и маленького сынишки. Причем все близкие переносят нагрузки с ежедневными передвижениями на сотни километров по жаре с героизмом, достойным самого Васильева-старшего, отказываясь завершать путешествие раньше времени. И причем этот случай для "Шелкового пути" отнюдь не единичный.
Переходя к расположению и организации бивуаков, то весь ралли-рейд можно разделить на две части: до китайской границы и на территории Китая. Причем различия тут не единичные, а реально колоссальные. Если в Уфе, Костанае, Астане, Балхаше и Алма-Ате гоночный лагерь располагался непосредственно в двух-трех сотнях метров от взлетно-посадочных полос центральных городских аэропортов, то в Боро-Тале всех повергло в небольшой шок расположение бивуака прямо в центре местного ипподрома.
Вопрос клининга
А как вам бивуак на месте футбольного поля в Хами? Вообще Китай не переставал удивлять еще с момента приземления. Конечно, район Боро-Талы является отнюдь не самым спокойным на территории Поднебесной, но чтобы проходить паспортный контроль шесть (!) раз – такого я не встречал нигде, причем первая проверка была организована прямо на борту самолета. Хотя в вопросах безопасности претензий быть не может, а уж местным властям лучше знать, какие опасности в себе таит этот регион.
И вот тут поначалу возникали самые что ни на есть серьезные проблемы. Речь идет об организации клининга – пусть и закулисья бивуака, но все же одного из его первостепенных элементов. Вы когда-нибудь видели фуры-туалеты и фуры-душевые?
До прилета в Китай я не мог даже представить, что человеческая мысль способна на такое, и основная проблема поначалу заключалась в том, что на весь бивуак таких грузовиков приехало всего два, что создавало определенные проблемы. К чести китайской стороны, уже в следующем лагере проблема была исправлена, а к третьей остановке количество передвижных "удобств" увеличилось уже втрое. А чистоте внутри и тому, насколько за ней следят сотрудники, стоит по-настоящему отдать должное. Но вот зачем каждая такая кабинка оборудована мощной входной дверью с глазком – понять пока так и не удалось.
Дело привычки
Отдельно хочется отметить и гостеприимство как казахской стороны, так и китайской. Такого количества желающих помочь сложно представить даже среди волонтеров во время крупнейших международных турниров. В Костанае за нас готовы были даже ставить палатки, а в Урумчи при внезапно начавшемся ливне для людей, стоявших в небольшой очереди в душ, моментально подогнали микроавтобус.
При приезде в Азию многие сталкиваются с проблемой адаптации к воде и пище, что очередной раз подтвердилось и на "Шелковом пути". Однако, в чем лично убедился корреспондент "Р-Спорт", на любую жалобу по состоянию здоровья санчасть реагировала моментально. Да и шеф-повар кухни бивуака не оставил без внимания этот вопрос, поделившись одним из своих секретов: учитывая сильнейшую жару, он специально стал добавлять в пищу чуть больше соли, чтобы жидкость как можно дольше задерживалась в организме.
Хотя, как правильно высказалась одна из моих коллег, все дело в привычке – чуть сладкая местная еда, включая мясо, сосиски, сыр и так далее, не является невозможной к употреблению в пищу. И тут дело все же в привычке, хотя привыкнуть к отсутствию унитазов, будет все-таки сложно, а их я пока в Китае не видел ни разу. Но ведь до Пекина еще не один день гонки!