На знаменитую гонку-баху "Россия - Северный лес" в начале нового раллийного сезона-2016 заявился один женский экипаж - пилот Татьяна Елисеева и штурман Елена Правдина, которые выступили в команде GAZ RAID SPORT на автомобиле ГАЗ 2704 ЕВ, больше известном как "Соболь". Елисеева в ралли-рейдах новичок, за ее плечами всего несколько гонок, а такая продолжительная - более 300 км за два дня - стала для нее первым опытом. Правдина же более закаленная, за ее плечами уже не один старт, а на "Северном лесу" она дебютировала в ралли-рейдах еще на самой первой гонке в 2003-м году. С поставленной задачей девушки справились - помогли добыть победу в командном зачете этапа чемпионата России.
В интервью корреспонденту "Р-Спорт" Елене Соболь спортсменки рассказали о том, что привело их в карельские леса, что такое "автобобслей", каково это - вытаскивать мужиков из сугробов, чего ждут они от "Шелкового пути"-2016, а также о том, как это круто - быть женским экипажем в таком мужском виде спорта как автоспорт.
Татьяна Елисеева: для нас машину собирают "помягче"
- Как вообще появилась идея поехать на баху "Россия - Северный лес" женским экипажем?
- Идея пришла заводу ГАЗ - завод выставляет команду, в которой сейчас три автомобиля "Газель-Next" и один "Соболь". Это очень редкая возможность, когда в автоспорт приглашают пилотов, поэтому мы сразу приняли приглашение в дуэте с Еленой Правдиной. Инициативу поддержала Российская автомобильная федерация (РАФ), обычно женские экипажи допускают без стартового взноса. На этой гонке была скидка 50%, чтобы больше участниц привлечь. Мы попробовали, автомобиль очень легко управляется, сам заезжает в повороты, у него форсированный двигатель, просто бежит! Очень удобный автомобиль.
Это один из самых первых построенных автомобилей, к этому сезону нам его полностью перестроили, учитывая весь накопленный опыт. Там многое было переделано - кинематика подвески, тормозная система. Для нас машину собирают чуть-чуть "помягче", чем для остальных ребят, чтобы нам было полегче ехать, чтобы вибраций поменьше было.
- Как давно вы пилотируете в ралли?
- Это наша третья гонка. Вообще я в ралли-кроссе выступаю, соревнуюсь на переднем приводе - это маленькие машинки, очень динамичные. А ралли-рейды - это совсем другая дисциплина. Очень длинные гонки, другой автомобиль - полноприводный, более тяжелый. Честно говоря, как-то мой опыт мне не очень помогает. Мне тяжело приходится после первого часа гонки, до сих пор тяжело привыкнуть именно к длине дистанции - через час устаю физически. Пока еще не могу наработать физическую форму.
- А на баху какую задачу перед собой ставили? Попробовать свои силы?
- Задача-минимум для нас была поддержать очками команду в чемпионате России. Мы заявлены в командный зачет, поэтому нужно было привезти как можно больше очков. Первая задача - доехать до финиша обязательно, вторая - помочь команде. По возможности старались ехать быстрее, но у меня есть определенный предел, как я уже говорила - час езды. В этом году мы заявлены на "Шелковый путь", поэтому каждая гонка для нас - это подготовка к трансконтинентальному ралли-рейду, который будет дебютным для меня.
- Как готовились к бахе? Где-то в лесу неподалеку от дома пилотировали?
- Мы отрабатывали в Ульяновске "прямики", чтобы хотя бы на этих участках реализовывать мощность мотора машины. Это не асфальт, и даже на "прямике" нужно держать машину, чтобы реализовать ее мощность. Мы работали над этим.
Экипаж гонщика Мариса Нейкшанса одержал победу в бахе "Россия - Северный лес" >>>
Елена Правдина: везет дуракам, мы себя таковыми не считаем
- Вам сразу понравилась идея в очередной раз поехать на баху в Карелию? Насколько знаю, вы уже не раз выступали на этих соревнованиях.
- Да, мой дебютный выезд на этом старте был как раз в 2003-м году. Тогда я в первый раз села на боевой автомобиль в чемпионате. Для меня ничего непривычного нет здесь, кроме правил: в этом году этап проводится по правилам Кубка мира - для российских рядовиков это не совсем то. Потому что такие правила приближены к классическому ралли, может быть, кому-то нравится, а я не очень люблю. Мне скучно в "классике", я больше люблю ралли-рейды, в которых нужно ориентироваться, где есть курс и надо искать дорогу.
"Северный лес" же всегда был "автобобслеем" - есть снежный или ледяной жёлоб, и по нему машинки катятся. Главное не улететь в снежный бруствер, не застрять, потому что копать неохота... Сейчас достаточно тепло, а в первые "Северные леса" было гораздо холоднее. В первый раз у нас как раз были "уши" в воскресный день (переворот машины) было под минус 20, холодно. Мы добежали два километра до поста безопасности, там отогревались. В этом году на гонке мы ехали аккуратно, тихо. Уже на прологе самим пришлось вытаскивать лихих парней.
- На какой результат рассчитывали?
- Мы едем за команду, нам важно привезти очки, важно, чтобы наш призовой пилот Михаил Коструков победил в нашем зачете (экипаж занял четвертое место в категории "Рейд-Спорт". Елисеева и Правдина - пятые). Его результат как раз самое важное для нашей команды, а мы и экипаж Леонида Панфилова и Рамиля Замалетдинова (стали третьими в категории) просто едем и отбираем очки у соперников. Естественно, хотелось победить командой, мы все сделали для этого (GAZ RAID SPORT занял первое место в командном зачете).
Но в целом мы все понимаем: во-первых, у моего пилота Татьяны Елисеевой небольшой опыт ралли-рейдов, поэтому рассчитывать сразу на подиум для нашего экипажа - это просто безумие для спортсмена. Так не бывает, везет только дуракам, а мы себя такими не считаем. Но по стратегии команды мы должны обязательно привозить очки, а для этого мы вкатываемся.
В прошлом году мы участвовали в нескольких этапах - совсем-совсем немножко, Татьяна участвовала в двух-трех, а сейчас мы должны проехать весь сезон, помня о том, что мы едем командой. Самое главное – все наши четыре машины должны как минимум финишировать, а наших самых быстрых пилотов хотелось бы видеть на подиуме. А мы как женщины всегда прикроем тыл! Утром приготовим завтрак, вечером ужин, а днем мы прикроем задницу нашим быстрым экипажам! (смеется). Женщины в команде нужны.
После "Шелкового пути" в Пекине машины могут быть доставлены обратно конвоем - Чагин >>>
Татьяна Елисеева: в женском экипаже можно и потрепаться
- Сколько лет вы в автоспорте в целом?
- Я уже лет десять этим занимаюсь, начала с любительского картинга. У нас на картодроме стоял очень старый "пыжик", захотелось попробовать себя в любительских соревнованиях. Когда что-то получается, всегда хочется чего-то большего. И как-то потихонечку меня засосало. Я пришла в картинг случайно, а когда начинаешь зарабатывать медальки - хочется еще и еще реализовываться. Какая-то такая у меня была самореализация, видимо.
- Глобально какие цели ставите перед собой?
- Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, как говорил Суворов. Глобально хочется стать чемпионом России - как добиться этого, пока неизвестно. Посмотрим, двигаемся в этом направлении.
- На "Дакар" съездить не интересно было бы?
- "Дакар" это все-таки очень большая финансовая составляющая, точно так же, как и "Шелковый путь". Мне кажется, что по трудности наша гонка очень близка к "Дакару", к тому же количество километров спецучастков будет на "Шелковом пути" даже большим. Я буду стараться быть максимально полезной, чтобы остаться в команде.
- Как складываются ваши взаимоотношения с вашим штурманом Еленой Правдиной?
- Мы не первый раз вместе. Очень комфортно нам - мы обе взрослые люди, понимаем, для чего это нам. Мы обе занимаемся своим делом. Естественно, есть возможности иногда потрепаться. Приятно (улыбается). Настоящий женский экипаж у нас. Друг другу во всем помогаем.
Маршрут "Шелкового пути"-2016 проложен приблизительно наполовину, рассказал Чагин >>>
Елена Правдина: наша роль не самая сложная в мире, справляемся
- Вы достаточно давно в автоспорте, не так ли?
- Да, я была организатором, судьей, участником - меня в основном внедорожники интересуют, ориентирование ездила, а потом как-то в 2003-м села в правое кресло, и понеслось... Вот и считайте - 13 лет штурманом, а в общей сложности 15 лет. Автоспорт это мое все, у Тани вот работа не связана с автомобилями, а я работаю в РАФ, мы готовим российский этап "Формулы-1" - Гран-при Сочи, в этом году 1 мая будет третий старт. Я к нему видите как весело готовлюсь - в снежных лесах Карелии (улыбается), а когда вернусь - продолжу свою работу. Я занимаюсь подготовкой оперативных служб, которые будут работать в Сочи. Я просыпаюсь утром и еду заниматься автоспортом в качестве организатора, а на гонках - гоняюсь.
- Вообще насколько тяжела доля женщины в автоспорте? Приходится быть не только боевым товарищем, но и той самой рукой поддержки в промежутках между стартами?
- Первое время, может, и было сложно, 2003-й год. Наверное, 13 лет назад было сложно, не помню! Сейчас уже как-то вкатились, да такая же точно доля, как и у мужиков. На нас-то все смотрят: "О, девчонки катятся, молодцы!" А мужики бьются - они же почти все одинаковые для тех, кто не сильно болеет за кого-то конкретно. Они же все мужчины! И, как правило, экипажи называют по фамилии пилота, а про женский экипаж всегда говорят "девочки", потому что нас всегда двое. Но нас трое - еще и "Соболюша" наша. Мы свою роль выполняем, которую нужно, она не самая сложная в мире. Если бы нам поставили задачу победить вот этих вот всех финнов, латышей и наших быстрых парней, наверное, мы бы все сошли с ума. А так все отлично!
Ну что такое "сложно"... Штангу тоже сложно поднимать, однако женщины и в этом виде спорта хороши! Говорят, что и водное поло уже окончательно перестало быть мужским, осталось, может быть, регби. А все остальные в футбол играют - чем автоспорт хуже? Единственное, нас мало, на "Северном лесу" нас было только двое, один экипаж. Раньше еще ездили девчонки-штурманы, а теперь, смотрю, пелотон стал полностью мужским, мы немного разбавляем "мужской шовинизм" в автоспорте (смеется).
- Думаю, у вас немало и смешных случаев бывает во время соревнований.
- Мне кажется, что само по себе уже интересно и смешно, что мы участвуем, что едем на "Соболе", что машина - все говорят - не женская. Я не знаю, мне внутри не видно, насколько она "не женская". Смешное? Вот в Карелии на прологе вытаскивали ребят, потеряли четыре минуты. Ребята, кто ехал за нами, тоже потеряли время - трасса узкая. Все говорят: а зачем вы их вытаскивали? Ну как - взаимопомощь в ралли-рейдах важна, мы не можем проехать мимо человека, который с протянутым тросом просить вытащить его из канавы. Ну, нас все поругали: надо было ехать мимо. Но мы не умеем ездить мимо. Может, этим мы смешнее всех других? Мужики мимо проезжают. Почему бы не помочь товарищу? Результат-то все равно есть, это был пролог, расстановка на старте - какие-то четыре минуты за два гоночных дня. Для современных ралли-рейдов это немало, но ничего страшного.
Может быть, смешно, что мы никуда не "притопырились", никуда не свалились, доехали пролог. А пока мы ребят вытаскивали, оборвался трос и разбил нам бампер. Все спрашивали, куда мы приложились, а мы еще нигде не были, да и сами не видели. Выходим из машины: мда, действительно. Нехорошо получилось! (Смеется). Ну ничего, купят нам новый.
- Да, приключения у вас.
- В прошлом году - если считать приключением загорание в пустыне, а потом эвакуацию до четырех утра - у нас сцепление полетело. Было сначала не смешно, потом смешно, а в конце концов просто захотелось спать. А так все нормально, все хорошо. Мы все выдерживаем!
Победитель абсолютного зачета бахи "Северный лес" поедет на "Шелковый путь" бесплатно >>>
Татьяна Елисеева: привыкаю к мысли, что поеду на "Шелковый путь"
- Какие ожидания от вашего предстоящего дебютного "Шелкового пути"?
- Я пока не думаю... Пока привыкаю к той мысли, что я вообще туда поеду. Потому что это почетно, достойно, но также это и тяжело, поэтому просто хочется максимально быть полезной команде. Огромная благодарность команде - это уникальный акт - собрать отдельный автомобиль, пригласить женский экипаж и отправить его в гонку, огромный респект!
- Поедете на этой же машине на "Шелковый путь"?
- Да, на нашем "Соболе". Машина будет все время видоизменяться, постоянно будут внедряться какие-то улучшения. Будет увеличиваться надежность, какие-то функции будут дублироваться. Весь этот год будет идти накат к "Шелковому пути".
Елена Правдина: копать и толкать не хочется ни в снегу, ни в песках
- "Шелковый путь" - главная цель на сезон?
- Я счастлива, что эта гонка возобновилась, потому что в "Шелковом пути" я участвую с первого старта в 2009-м году, тогда еще старт проходил из Казани в Ашхабад. Довольно-таки долго, 8 дней, почти в два раза меньше, чем "Дакар", но тоже хватает. Так же выступали женским экипажем, но с другим пилотом - Еленой Головкиной. Мне тем нравится "Шелковый путь", что это единственная гонка, где есть женский зачет, в который мы заявляемся. Так складывалось, что мы были одни в женском зачете, поэтому если доехали до финиша - победили значит. И у нас такие же верблюды, как у победителей "Шелкового пути" в других зачетах.
Гонка интересная, и сейчас будет еще интереснее - старт в Москве с Красной площади, а финиш в Пекине. Интересно, как мы будем проходить границу с Казахстаном, наверное, пройдем в скоростном режиме, как это было в 2009-м году, а вот с Китаем будет интересно. Будут визы штамповать, надо будет паспорт показывать вместо контрольной карты? Посмотрим.
Там пески, там реально тяжело. Чуть неверное движение, и - копать! Помню, копали - сначала стоя, потом сидя, лежа... Потом машину толкали. У нас была легкая, "Паджеро", а "Соболя", конечно, толкать...
- Сколько весит? Тонны полторы?
- Где-то так, может, даже побольше. Технические характеристики "Соболя", честно говоря, для механиков, для менеджеров команды существуют. Я не парилась. Но, думаю, все же больше двух тонн, хотя он и облегченный у нас, ничего особо такого железного нет. Но все равно толкать не хочется.
- По песку особенно, наверное.
- Да нигде не хочется толкать! Хочется ехать (улыбается). У нас задача дойти до финиша и дать интервью еще и там.